ковроделие
Пояснительная записка
Республика Дагестан является крупным и признанным центром народных художественных промыслов России. Одним из них является выработка ручных ковров, которые пользуются большой популярностью и неизменным спросом как в стране, так и за рубежом.
Программой предусматривается вооружение учащихся обширными знаниями искусствоведческого характера, направленные на их художественно-творческое и эстетическое развитие.
В содержании программы включен материал о производстве ворсовых ковров, вырабатываемых в Дагестане, как в прошлом, так и настоящее время. Эти сведения раскрывают учащимся художественно-стилевые особенности различных ковровых изделий, а также позволяют углубить их знания по истории и теории народного декоративно-прикладного искусства. В них производится искусствоведческий анализ ковровых рисунков различных локальных центров ковроткачества. Для лучшего усвоения характерных особенностей геометрического орнамента девочки выполняют эскизы небольших ковриков, составляют орнаментальные композиции с геометризованными изображениями цветов, стеблей, птиц и т. д.. На практических занятиях по колорированию они выполняют самостоятельные орнаментальные композиции в цвете и специальные упражнения по гармонированию цветов, а также изучают цветовые особенности традиционных ковровых изделий.
Во всех группах значительная часть учебного времени отводится на практические занятия по композиции.
Главной задачей этих занятий является изучение различных традиционных композиционных приемов орнаментации ковровых изделий. Учащиеся, под руководством руководителя, изучают основные принципы построения классических орнаментальных композиций, знакомятся с наиболее устойчивыми, апробированными в течении длительного времени народными мастерицами, закономерностями соединения отдельных элементов узора в цельную композицию, запоминают и усваивают закономерности их цветовых сочетаний, в процессе выполнения этих работ и при составлении самостоятельных композиций современных ковровых изделий у учащихся развивается такие личностные качества как мышление, внимательность, наблюдательность и воображение, а также эта работа способствует формированию у учащихся устойчивых умений и навыков проектирования ковровых изделий. Большое место в программе отводится на практические работы, рассчитанные на выработку у учащихся исполнительного мастерства изготовления ворсовых ковровых изделий. В программе последовательно изложены все технологические операции изготовления ковровых изделий.
Учащиеся самостоятельно учатся заправлять ковроткацкий станок, изучают современные ковроткацкие станки и их оборудование, совершенствуя навыки рисования коврового орнамента, более подробно знакомятся с законами колорирования и гармонии различных цветовых отношений традиционной ковровой расцветки.
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы рассматривает взаимосвязь органов народного образования и базовых предприятий как важное условие трудового воспитания школьников.
В конце учебного года оформляется выставка ковровых изделий, также эскизов и проектов ковров, выполненных учащимися в течении года. Эта выставка и является как отчетная выставка проделанной работы объединения за учебный год.
Количество часов в группах второго года объединения в год 216 часов, а в группах третьего года обучения в год 324 часа.
Занятия каждой группой проводится 3 раза в неделю. Количество часов в группах второго года обучения по 6 часов в неделю, а в группе третьего года обучения по 6-9 часов в неделю.
Цели и задачи педагогической деятельности.
Основной целью студии является возрождение духовности ребенка с помощью изучения истории и символики ковров, обычаев и обрядов, что связано с коврами, национальных особенностей ковров Дагестана.
Главной задачей учебного процесса является изучение техники ткачества ворсовых ковров.
Организация учебно-воспитательного процесса:
– внеурочная деятельность по расширению и углублению знаний воспитанников, организация досуга (посещение выставочных залов, театров, музеев);
– деятельность по развитию творческой и социальной активности детей (участие в массовых мероприятиях проводимых ДДТ, в школе, в городе, благотворительная деятельность);
– работа с родителями учащихся, с педагогами внеклассной работы (родительские собрания, праздники для родителей).
Повышение профессионального мастерства педагога (обучение на курсах повышения квалификации, посещение творческих гостиных, теоретических и творческих семинаров).
Предпринимательская деятельность (проведение ярмарок, выставок-продаж готовых изделий, сувениров).